[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Как стимулировать развитие речи ребенка?
medvedeva235689aДата: Вторник, 20.12.2022, 12:13 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была 
правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, 
разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных 
малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть 
которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас 
получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.
1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)
С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении 
соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного 
развития речи. Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже 
когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить 
слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу 
нравилось.
2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым
Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление 
о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем 
между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или 
говорим по телефону…
Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться 
непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). 
Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, 
“взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания 
(например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша 
обратно на “полноценные” слова.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша
Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките 
внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:
– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»
И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, 
подключить другую игрушку или одного из родственников. 
4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра)
Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, 
попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный 
на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, 
удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши 
губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная 
гимнастика.
5. Играйте в ритмические музыкальные игры
Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ 
предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он 
лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Попробуйте взять 
деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой 
резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать 
и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую 
песенку, отстукивайте ритм.
6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух
Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит 
интерес взрослых к чтению. Читая с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим 
формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. 
7. Рассказывайте стихи при пробуждении и перед походом на прогулку
Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:
Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!
8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики
Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, 
расположены рядом и их развитие тесно связано. Поэтому развитие мелкой моторики 
является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.
Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:
игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки);
рисование и письмо;
аппликация и лепка;
игры с пуговицами и петельками;
игры с ленточками;
игры-шнуровки;
игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее);
игра на клавишных инструментах;
простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками);
игры с прищепками.

9. Играйте в пальчиковые игры
Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании 
с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии 
речи. К примеру, вот хорошая игра для вас с малышом, которая развивает пальчики 
и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу 
и говорите при этом:
Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!
И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются 
удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В 
этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения 
речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со 
взрослым в игре.
Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: